Пятница, 11.10.2024, 06:21

Приветствую Вас Гость | RSS
Илья Прохоров Белорус
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Юные белорусы

Так же мы есть тут

У этого художника удивительная, даже трагическая судьба. Родом из дворян Язэп Дроздович практически всю жизнь прожил в нищете. Семь лет служил в армии. Первую мировую войну прошел фельдшером. Профессиональный художник, закончивший Виленскую школу рисования, так и не был принят в Союз художников, после смерти, в 1954 году, был забыт на долгие десятилетия. Жил в Западной Белоруссии, находившейся до сентября 1939 года в составе Польши, работал художником-декоратором, преподавал рисование в Глубокской школе, в Радошковичской и Новогрудской белорусских гимназиях. Собирал фольклор, писал стихи, прозу. Благодаря графическим сериям Язэпа Дроздовича мы знаем, как выглядели в начале прошлого века «Старажытны Мінск”, "Заслаўе”, "Піншчына”, "Мір”, "Любча”, "Крэва”, "Гальшаны”.  Язэп Дроздович увлекался астрономией и, благодаря трудам о происхождении планет, его называли белорусским Циолковским. Автор фантастических серий "Жизнь на Марсе”, "Жизнь на Луне”, "Жизнь на Венере”.)

Конец XIX века — расцвет творчества Франтишка Богушевича (9(21).3.1840  — 15(28).4.1900) — первого народного и национального белорусского поэта.

(Родился в семье обедневшего дворянина. Был исключен из Петербургского университета за участие в студенческих «беспорядках» в 1861. Работал учителем. Принимал участие в восстании 1863. В 1868 окончил Нежинский юридический лицей, работал судебным следователем на Украине и в разных городах России, потом адвокатом при окружном суде в Вильне. Формирование взглядов Богушевича проходило под влиянием идей русских революционных демократов и крестьянского движения. Богушевич— один из зачинателей направления критического реализма в белорусской литературе. Ему принадлежат стихотворные сборники: «Дудка белорусская» (1891, Краков, под псевдонимом Мацей Бурачок) и «Смычок белорусский» (1894, Познань, под псевдонимом Сымон Рэука з-пад Барысава). Сборники «Белорусская скрипочка» и «Белорусские рассказы» не были напечатаны по цензурным условиям и до сих пор не найдены. Многие произведения Богушевича распространялись устно и в рукописях. Поэзия Богушевича проникнута гражданской страстностью, глубокой верой в творческие силы народа. Защита интересов и прав угнетённого крестьянства, гневная критика царизма и пережитков крепостничества составляют пафос его творчества. Национально-освободительные требования поэт тесно связывал с требованием политических свобод для широких народных масс. В произведении «Бог не поровну делит», «Мужик-ворона», «В остроге», «Худо будет!», «Как правду ищут» и др. поэт нарисовал реалистические картины народного горя, нищеты и бесправия пореформенной белорусской деревни. Поэма «В остроге» явилась острым памфлетом на судебные порядки царской России, на произвол чиновников. Человек из народа выступает в его стихах как носитель духовного благородства, социальной правды. Богушевич первым из белорусских писателей выступил в защиту родного языка, литературы, призывал белорусов "не пакідаць  мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі". В своём творчестве он блестяще использовал традиционную поэтику народной песни и сказки. Богушевич оказал влияние на развитие белорусской литературы, на творчество Я. Купалы, Я. Коласа, Э. Пашкевич (Э. Тётки)).

Начало 20-го века стало расцветом деятельности Буйницкого Игната Терентьевича (1861-1917), белорусского актера, режиссера, организатора «Первой белорусской труппы» (1907-13), основоположника белорусского профессионального театра. В репертуаре Первой белорусской труппы были песни, танцы, постановки пьес "По ревизии”, "Помылись в дураки” Н.Крапивницкого, "В зимний вечер” Э.Ожешки, "Сватание” А.Чехова, декламировались произведения белорусских поэтов и писателей. И.Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси И.Буйницкий помогал местным любительским кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра. В 1911-1912 гг. труппа И.Буйницкого выступала в Петербурге, в 1913 г. коллектив посетил Варшаву. Таким образом И.Буйницкий знакомил зрителей с художественной культурой белорусского народа, обращал внимание на ее особенности, неповторимый национальный колорит. Особо высокую оценку общественности получило второе выступление в Петербурге труппы И.Буйницкого. Российский журнал "Вестник знания” отметил, что успех белорусских артистов был колоссальным.

В этот же период во весь голос заявила о себе Элоиза Тетка (наст. имя и фам. Элоиза Степановна Пашкевич) (1876-1916), белорусская поэтесса. В сборниках «Крещение на свободу» (1906), «Скрипка белорусская» (1906) призывала к борьбе за социальную справедливость.

 

http://kibsvg.narod.ru/index.files/image013.jpg

               Почтовая марка к 120-летию Янки Купалы и Якуба Коласа

Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные белорусские газеты "Наша доля" и "Наша ніва", вокруг которых объединились самые известные авторы того времени: Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Максим Горецкий и другие.

В дальнейшем, из перечисленных выше литераторов, классиками не только белорусской, но и мировой литературы стали ровесники и большие друзья, Народные поэты Беларуси Янка Купала и Якуб Колас.

(оба родились в 1882 году, Янка Купала трагически погиб в Москве в 1942 году, Якуб Колас умер в Минске в 1956 году.

Янка Купала Родился в семье мелкого арендатора из безземельных крестьян. Учился в Петербурге на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1909 — 1913), в народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве (1915). Был домашним учителем, писарем, приказчиком, рабочим. Первое стихотворение «Мужик» опубликовал в 1905. С 1907 печатался в газете «Наша нива», был её сотрудником (в 1914—15 редактировал её). Поэт тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс: сборники стихов «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), лироэпические и драматические поэмы «Извечная песня» (1908, опубл. 1910), «Курган», «Сон на кургане» (обе — 1910), «Бондаровна» (1913), «Она и я» (1910, опубликована 1913), «Могила льва» (1913) и др., пьесы «Павлинка» (1913) и «Разорённое гнездо» (1913, опубликовано 1919). Поэзия  Янки Купалы развивалась на основе лучших художественных и демократических традиций белорусского народа, впитала лиризм и напевность народной песни, достижения русской художественной культуры. В советскую эпоху творчество Янки Купалы отразило коренные изменения в жизни белорусского народа: сборники стихов «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «От сердца» (1940; Государственная премия СССР, 1941), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 большой популярностью пользовались патриотическая публицистика Янки Купалыи его пламенные стихи, направленные против фашистских захватчиков. Перевёл на белорусский язык «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» А. С. Пушкина, произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и др. Произведения Янки Купалы переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

Якуб Колас родился в семье лесника. Окончил Несвижскую учительскую семинарию. Работал учителем на Пинщине. За участие в нелегальном учительском съезде (1906) был приговорён к трём годам тюремного заключения (1908—11). В 1915 был призван в армию. Начал печататься в 1906. Опубликовал сборник стихов «Песни печали» (1910), сборники «Рассказы» (1912) и «Родные образы» (1914). Основная тема поэзии и прозы Якуба Коласа — жизнь трудящегося крестьянства. В советский период талант Якуба Коласа достиг своего расцвета. Выходят из печати сборник стихов «Эхо» (1922), сборник аллегорических рассказов «Сказки жизни» (1921), повесть «На просторах жизни» (1926), поэма «Новая земля» (1911—23), романтическая поэма «Сымон музыкант» (1917—25) и др. произведения. Написанная на автобиографическом материале трилогия «На росстанях» («В Полесской глуши», 1923; «В глубине Полесья», 1927; «На росстанях», 1954) рассказывает о сложных идейных исканиях передовой белорусской интеллигенции в начале 20 в. За цикл патриотических стихов периода Великой Отечественной войны 1941—45 и поэму «Хата рыбака» (1947) Якуб Колас был удостоен Государственной премии СССР (1946, 1949). Произведения Якуба Коласа отличаются высокой жизненной правдивостью, богатством языка, близостью к традициям русской классической литературы и белорусского фольклора. Книги Якуба Коласа переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки.) 

Ярким представителем белорусской литературы является Максим Богданович (9.12.1891 - 25.5.1917) - белорусский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, литературный критик и публицист.

(Родился в Минске, в семье учителя и этнографа. В 1896 г. родители М. Богдановича переехали в Нижний Новгород, где завязались дружеские отношения между отцом поэта и А.М.Горьким, оказавшим большое влияние на будущего поэта. В 1908-1916 годах жил в Ярославле, где окончил гимназию и Демидовский юридический лицей. Начал печататься в 1907 г. Большая часть произведений М.Богдановича написаны им в лицейские годы (1911-1916). К лучшим его сочинениям относятся: "Из песен белорусского мужика" (1909),Сборник стихов "Венок" (1913), "Межи" (1914), "Эмигрантская песня" (1914), "Слуцкие ткачихи" (1912), "В деревне" (1909-12), "Дождь в поле и холод" (1909). Лирика М.Богдановича тесно связана с народной поэзией. Перу М.Богдановича принадлежат переводы с русского, украинского, польского, сербского и других языков, критические работы, публицистические статьи, которые печатались в белорусской газете "Наша нива", в ярославском "Голосе", в журнале "Украинская жизнь" и других изданиях. С 1916 г. работал в Минске. Тяжело болел, друзья собрали деньги на лечение и оправили поэта в Крым, где он и умер в возрасте 25 лет. Похоронен на городском кладбище Ялты.)

В 1896 году родился Филиппович Михаил Матвеевич, белорусский живописец и график. Одним из первых отразил в живописи фольклорные темы и сюжеты, события белорусской истории: "Ночь на Ивана Купалу", "Битва на Немиге", "Восстание К. Калиновского", "1905 г. в Минске" и др. Отличительная черта его произведений — яркий национальный колорит. Создал 10 альбомов зарисовок произведений белорусского национального искусства, одежды разных этнографических регионов Беларуси, сделанных во время экспедиции (1910-1930). Автор портретов, книжной графики. Умер в 1947 году.

В царской России белорусы считались "самыми бедными из всех русских”. Поэтому социалистические идеи справедливого переустройства общества, равенства и братства людей легко воспринимались белорусами.

За участие в революционном движении в 1894 г. был арестован и сослан под Архангельск белорусский природовед, геолог, географ Константин Воллосович (родился 2 июня 1869 г. в деревне Старчицы Слуцкого уезда Минской губернии), где продолжал заниматься исследовательской деятельностью. В 1906 г. составил геолого–географическую карту Новосибирских островов, сохранил для науки скелет и останки Ляховского мамонта — уникальный экспонат Национального музея истории природы в Париже.

Под влиянием созданного В. И. Лениным в 1895  году Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» возникают социал-демократические кружки и группы в Минске, Витебске, Гомеле, Гродно и других городах.

http://kibsvg.narod.ru/index.files/image014.jpg

Минск.  Дом-музей 1-го съезда РСДРП

ИНТЕР ГИМН УКРАИНЫ

о ситуации в стран

Беларусь обречена


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz