Пятница, 11.10.2024, 06:21

Приветствую Вас Гость | RSS
Илья Прохоров Белорус
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Юные белорусы

Так же мы есть тут

Речь Посполитая

В 60-х гг. XVI в. в Великом княжестве Литовском обострился внутриполитический кризис. Он был вызван противоречиями в среде господствующего сословия и открытым противостоянием между магнатами и шляхтой. Магнаты сконцентрировали в своих руках практически неограниченную власть и безраздельно господствовали в высшем органе сословного представительства – Сейме. Шляхта стремилась к ликвидации засилия крупных феодалов. В этом смысле ее особенно прельщал пример соседней Польши с характерными для этого государства шляхетскими вольностями.

Внутренние противоречия в Великом княжестве Литовском усугублялись внешнеполитическими трудностями, вылившимися в войну с Московским государством за господство в Ливонии.

(Ливонская война (1558 - 1583) война Московии против Польско-Литовского государства, Швеции и Дании за гегемонию в Прибалтике. Кроме Ливонии московский царь Иван Грозный рассчитывал завоевать восточнославянские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского.)

Путь к повышению своего политического влияния и облегчению тягот войны шляхетство Великого княжества видело в более тесном сближении с короной Польской. В свою очередь, Польша также была заинтересована в подобном сближении. Многочисленную и малоземельную польскую шляхту притягивали земли в относительно малонаселенных районах Великого княжества и возможность получения тут новых должностей.

В ходе войны с Московией Великое княжество Литовское оказалось в тяжелых условиях. Иваном Грозным был захвачен и спален крупнейший город ВКЛ Полоцк. В городе было уничтожено все неправославное население, а плененных полочан зимними дорогами погнали в Московию. Всем евреям Полоцка Иван Грозный приказал принять его Московскую веру, но те дружно отказались – и были утоплены в Западной Двине.

 

(В 1565 году Иван Грозный объявил о введении в Московском княжестве опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван Грозный насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч.)

ВКЛ решило найти союзника в лице Королевства Польского. В январе 1569 года в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он шесть драматических месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, которые не принимались другой. Увидев угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых условиях, послы Великого княжества Литовского покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Польский король Сигизмунд Август II издал указ о присоединении принадлежавших ранее ВКЛ украинских земель и белорусского Подляшья к Польскому королевству. В итоге ВКЛ потеряло около половины своей территории. Оказать сопротивление Польше ВКЛ не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном Грозным о мире, но она была безрезультатной. Делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 года подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.

В соответствии с этим актом Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство - Речь Посполитую.

(Название Речь Посполитая (Rzeczpospolita) происходит от польских слов rzeczвещь и pospolityобщий, то есть дословный перевод означает общая вещь. Слово rzeczpospolita является в польском языке аналогом слова республика. Кстати, в белорусском языке слово рэч также означает вещь. Ещё это новое объединение называли Речью Посполитой обоих народов: Польши и Литвы. С ноября 1918 г. и до сентября 1939 г. Польша называлась Речью Посполитой Польской.)

Единого государя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его Королем Польским и Великим князем Литовским. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Так как численность населения Польши была значительно больше численности населения ВКЛ, то сейм Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. В сейме Речи Посполитой из ста восьмидесяти послов только сорок шесть приходилось на Великое княжество Литовское, из них на белорусские поветы, составлявшие ядро ВКЛ, - тридцать четыре.

Результатами Люблинской унии осталась недовольна большая часть магнатов ВКЛ, которым нужно было делить политическую власть с поляками. К тому же согласно унии польская шляхта имела право получать земельные владения в пределах ВКЛ, а шляхта ВКЛ практически утратила такое право в тех районах, которые были присоединены к Польскому королевству. Антипольские настроения воплотились в борьбе за сохранение элементов самостоятельности ВКЛ. В 1581 г. был создан Главный трибунал, высший судебный орган для ВКЛ. В 1588 г. с участием канцлера ВКЛ Льва Сапеги был подготовлен и издан Статут ВКЛ. В нем было записано, что занимать государственные должности и получать земли в Великом княжестве могли только граждане ВКЛ.

Речь Посполитая была конфедерацией, союзом Королевства Польши и Великого княжества Литовского. ВКЛ включало в себя, в основном, территорию современной Беларуси и Литвы. Первоначально территория Великого княжества Литовского сохраняла значительную степень политической и культурной автономии. Отдельными в ВКЛ и Польше сохранялись:

–       административный аппарат (государственные должности);
–       законодательство (в ВКЛ оно было Представлено Статутом 1588 г.);
–       судебная организация (высшим судебным органом в ВКЛ являлся с 1581 г. Главный трибунал);
–       войско, основой которого в XVI в. в ВКЛ являлось ополчение, состоявшее из шляхты и военнообязанных мужчин;
–       титул (сохранялись официальные названия государств при существовании общего названия Речь Посполитая);
–       печать с символом государства (в ВКЛ – изображение «Погони», в Польше – изображение «Орла»);
–       язык официального делопроизводства (старобелорусский – в ВКЛ, польский и латынь – в Польше).

Однако уже начиная с XVII века для истории Речи Посполитой стали характерными процессы полонизации и окатоличевания предков современных белорусов. В первую очередь это касалось многих представителей шляхты, для которых важным условием поддержания высокого общественного положения являлось принятие религиозных и общественных норм, господствовавшие в то время в Польше. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого белорусского народа.

(Советские, российские и польские историки упорно утверждают, что Беларусь более 200 лет (с 1569 по 1795 год) была под Польшей, отождествляя Польшу и Речь Посполитую. Но это не соответствует действительности, так как Речь Посполитая была конфедерацией из Королевства Польши и Великого княжества Литовского, причем ключевую роль в ВКЛ играли белорусские земли и белорусская знать. Конечно, влияние Польши на Беларусь было велико, но оно было существенно ограничено действующим на белорусских землях Главным трибуналом 1581 года и Статутом ВКЛ 1588 года. Украинские же земли в Речи Посполитой были частью Польши.)

Ливонская война закончилась подписанием 15 января 1583 года южнее Пскова, в деревне Киверова Гора, близ Запольского Яма договора о перемирии сроком на десять лет. По условиям Ям-Запольского мира Россия отказывалась от завоеванного Полоцка и от своих приобретений в Ливонии, а Речь Посполитая обязалась вернуть захваченные русские города: Великие Луки, Холм (исключение составил город Велиж, оставшийся у ВКЛ). Ливонская война показала, что у Швеции и Речи Посполитой на востоке появился грозный противник, с которым приходится серьезно считаться.

 

(Как показывает эта карта, не только украинские земли, но и белорусское Подляшье со столицей белорусских ятвягов Дарагичином отошли к Польше. Заметим еще, что в Великом княжестве Литовском граница между Литвой и Русью не только здесь, но и на многих других исторических картах, проходит восточнее Минска, по правому притоку Днепра — Березине.)

 

Пограничные войны с Московией оказывали непосредственное влияние на внутриполитическое положение ВКЛ. Дело в том, что московская политика в отношении западного соседа базировалась на идее обороны православия. Это вынудило великокняжескую власть пойти на значительные перемены во внутренней политике. С начала ХVI в. проводится линия на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия ВКЛ независимо от этнического происхождения и религиозной принадлежности. Повышается роль православной знати. Отменяется статья Городельского привилея 1413 г., закрепившая особые привелегии феодалам-католикам. Представители православного вероисповедания получают возможность занимать высшие должности в аппарате центрального и местного управления. Равенство в правах всей шляхты «веры христианской» нашло отражение в Статусе ВКЛ 1588 г.

Католическая церковь не смирилась с потерей своих позиций в Европе и ее реакцией, направленной против Реформации, стала Контрреформация. Инквизиция, реорганизованная в 1542 году и подчинённая непосредственно папе, развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием, наукой, всеми проявлениями реформационной мысли. Самое активное участие в Контрреформации принял созданный в 1534 году орден иезуитов (лат. societas Jesu — oбщество Иисуса) . С помощью иезуитов папству удалось добиться признания безусловного авторитета папы в делах веры, введения строгой церковной цензуры и издания «Индекса запрещенных книг». В итоге преследовался не только автор, но и продавец, и издатель, и читатель.

Впервые в Великом Княжестве Литовском иезуиты появились в 1569 году по приглашению католического епископа В. Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве, Бресте и других городах. Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В конце 16 века высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу 17 века Контрреформация нанесла значительный урон реформаторскому движению на территории Беларуси.

Королевство Польское в 1596 году подчиняло белорусскую православную церковь римскому папе (Брестская уния), что вызывало недовольство как православной шляхты, так и крестьянства. Перевод белорусов из православия в униатство часто осуществлялся насильственным путем. Наиболее жестоким преследователем белорусских православных был униатский священник Иосафат Кунцевич.

(В конце 1618 года Полоцким архиепископом Католической церкви восточного обряда был назначен Иосафат Кунцевич, который приказал не только не пускать православных в церкви, но и запретил богослужения на дому, а также за городом в шалашах. Активисты-униаты с ведома Иосафата Кунцевича нападали на эти шалаши и жестоко избивали священников и молящихся. Православные священники и наиболее активные миряне по приказу униатского архиерея были арестованы, многие были изгнаны за пределы Полоцкой епархии.

Проповедническая деятельность Иосафата Кунцевича вызвала ненависть к нему белорусских православных. 12 ноября 1623 года, находясь с проповедями в Витебске, Иосафат Кунцевич приказал арестовать православного священника Илью, который вопреки запретам продолжал совершать богослужения в шалаше за городом. Для горожан это было последней каплей - они ударили в набат, разъяренная толпа ринулась в покои Иосафата Кунцевича, растерзала его и избила слугу епископа. Окровавленное тело архиепископа поволокли через весь город и сбросили в Западную Двину.

К моменту прибытия в город следственной комиссии, большая часть участников расправы бежала из города. К суду было привлечено лишь 19 человек, которые были казнены. Имения всех виновных были конфискованы. Витебск был лишен Магдебургского права, с ратуши и церквей сняты были колокола, в которые били в набат, поднимая народ против ненавистного униатского архиепископа; жители Витебска обязаны были на свой счёт отстроить соборную церковь, при которой был убит Иосафат Кунцевич.

В 1641 году папа Урбан VIII подписал декрет, провозглашавший Иосафата Кунцевича Блаженным, а папа римский Пий IX в 1867 году причислил его к святым. Мощи св. Иосафата Кунцевича в XVIII веке были торжественно захоронены в соборе Св. Петра в Риме.)

В борьбе с гнётом польских феодалов и католической церкви видную роль сыграли церковно-религиозные и православные организации — братства, возникшие в конце XVI века в ряде крупных городов Белоруссии. Они содействовали также развитию белорусской культуры, основывали школы и типографии.

В 1596 г. Зизаний (Тустановский) Лаврентий, белорусский просветитель, переводчик, учитель братских школ издал в Вильно первый в Белоруссии печатный букварь и учебник «Грамматики словенской...».

ИНТЕР ГИМН УКРАИНЫ

о ситуации в стран

Беларусь обречена


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz