| Ведущая роль в интенсификации сельскохозяйственного производства, в повышении уровня его механизации принадлежит колесным тракторам, и в первую очередь наиболее распостранённым универсально-пропашным.
Минский тракторный завод является основным предприятием в стране по созданию и производству универсально-пропашных тракторов. Тракторы "Беларусь"
в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами (их более
300 наименований) используют в сельском хозяйстве при возделывании и
уборке пропашных культур (кукурузы, картофеля, сахарной свеклы,
подсолнечника, брюквы ), на работах общего назначения, а также на
транспортных, погрузочно-разгрузочных и других работах. Области
применения тракторов "Беларусь" постоянно расширяются.
На основе унификации созданы, выпускаются и готовятся к производству
модификации специального назначения: для возделывания хлопка и риса,
овощебахчевых культур; для горного земледелия; с реверсивным управлением
для работы с широкозахватными жатками; гусеничные для возделывания
сахарной свеклы и винограда. Кроме того, на базе тракторов
"Беларусь" изготовляют хлопкоуборочные машины, комбайны для уборки
сахарной и кормовой свеклы, огурцов, экскаваторы, погрузчики.
Унификация
колесных модификаций между собой составляет 84... 98%, гусеничных с
колесными-60... 65%. В результате на машины различного назначения
устанавливают одни и те же двигатели, водяной и масляный радиаторы,
глушитель двигателя, сцепление, коробку передач, ведущие мосты, валы
отбора мощности, гидронавесную систему, электрооборудование, кабину,
сиденье и др. Это упрощает эксплуатацию, облегчает поиск запасных
частей и ремонт.
Модификации В 1955-1956 гг. провел работы по полной модернизации машины МТЗ-2
Это позволило не только устранить имеющиеся недостатки, но и расширить
область применения машины, улучшить технико-экономические показатели.
Так появились новые модели трактора «Беларус": МТЗ-5 (образец 1956 года). МТЗ-5М и МТЗ-5Л (образцы 1957 года). МТЗ-5,
обладал большой универсальностью, имел независимый привод вала отбора
мощности, более мощный и экономичный двигатель, гидравлическую навесную
систему с выносными цилиндрами.
В
1958 году была доработана конструкция, изготовлены опытные образцы,
проведены испытания и выданы в подготовку производства чертежи на трактор МТЗ-7 повышенной проходимости с четырьмя ведущими колесами. Первая конструкция трактора была разработана с использованием переднего ведущего моста с военного автомобиля-вездехода ГАЗ-67,
не имела регулируемой ширины колеи передних колес и поэтому не
обеспечивала выполнения пропашных работ. Из-за слабого моста ГАЗ-67 трактор не выдержал испытаний. Решить проблему удалось после того как на трактор установили ведущий мост автомобиля ГАЗ-63. Было начато производство кабины для тракторов Беларус. Конструкция съемной кабины позволяла использовать ее на тракторе полностью в закрытом виде и в виде тента. С применением Металлической кабины значительно улучшились условия труда тракториста.
МТЗ-5С
В 1959 году, после проведенных конструкторских доработок началось производство тракторов
МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС. Буква «С» в обозначении означала «скоростной».
Мощность двигателя повысили до 48 л.с. (вместо 45) за счет увеличения
числа оборотов до 1600 об/мин (вместо 1500). Диапазон рабочих
скоростей установили в пределах 5-10 км/ч. Число рабочих передач в
коробке передач увеличили с четырех до пяти. В остальном принципиальных
отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Производство скоростных машин началось в 1959 году. МТЗ-7М В 1959 году тракторы МТЗ-7М, МТЗ-7МС и МТЗ-7ЛС
поставили на серийное производство, правда ненадолго, так как основная
цель состояла в том, чтобы больше получить сведений, насколько хороши тракторы с четырьмя ведущими колесами в различных климатических и почвенных условиях.
МТЗ-50
Еще шел серийный выпуск тракторов МТЗ-5,
МТЗ-5М, МТЗ-5Л, проводились работы по их модернизации, а в 1956 году
конструктора в основном спроектировали совершенно новый дизельный
двигатель для будущего трактора МТЗ-50. К созданию
нового перспективного пропашного трактора проявляли большой интерес не
только на заводе, но и в стране. Технический проект трактора был
завершен в 1957 году и одобрен.
В 1958 году экспериментальный цех выпустил несколько опытных образцов трактора. По результатам испытаний научно-технический совет ВО «Союзсельхозтехника» рекомендовал колесный универсально-пропашной трактор класса 1,4 «Беларус" МТЗ-50 к серийному производству. Трактор МТЗ-50 был оснащен дизельным двигателем мощностью 55 л.с., вес машины снижен более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора была установлена 9-скоростная коробка передач, обеспечивающая диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч. МТЗ-52
В 1959 году по результатам государственных испытаний была доработана конструкция трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами — МТЗ-52. благодаря меньшим потерям на буксование топливная экономичность трактора МТЗ-52 на всех рабочих пределах выше, чем трактора МТЗ-50. Завод
находится в стадии реконструкции. В цехах устанавливалось новое
оборудование, заменялось устаревшее. Была проведена доработка
конструкции трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 коллективом конструкторов завода была разработана модификация трактора
высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами МТЗ-52. Эта машина
дополнила базовую модель, расширила область ее применения на
сельскохозяйственных и транспортных работах, особенно в условиях
повышенной влажности почвы. В 1963 году была завершена разработка конструкции и выпущены опытные образцы трактора МТЗ-50 хлопководческого. Трактор
предназначен для возделывания и уборки хлопчатника в четырехрядной
системе машин с междурядьем 90 см. трактор МТЗ-50Х принципиально
отличался от трактора МТЗ-50 конструкцией передней оси — он имел одно
направляющее колесо. Был также изменен узел конечных передач с
дополнительными редукторами. Все необходимые испытания трактора закончили в 1966 году, после чего началась подготовка к его серийному производству заводскими службами. Производство трактора МТЗ-50Х продолжалось восемь лет: с 1969 года по 1977 год.
МТЗ- 80
В 1974 году завод приступил к серийному выпуску МТЗ-80. Он был задуман как базовый с учетом разработки на нем нового семейства унифицированных энергонасыщенных тракторов как колесных, так и гусеничных. Основными отличиями трактора МТЗ-80 от трактора МТЗ-50 были следующие: В
коробке передач был установлен понижающий редуктор, удваивающий число
передач — 18 передач переднего и 4 передачи заднего хода; В муфту
сцепления были введены демпфирующие пружины, была изменена конструкция
маховика — он стал плоским, что улучшило вентиляцию всего отсека муфты и
очистку полости от продуктов износа трущихся поверхностей; Введен ходоуменьшитель — шестеренный редуктор , обеспечивающий расширение скоростного диапазона трактора. Его применение позволило трактору двигаться со скоростями до 1,3 км/ч; Претерпела
изменение и автоматическая блокировка дифференциала заднего моста.
Теперь блокировка могла осуществляться прям она ходу трактора; Изменение конструкции привода заднего ВОМ позволило получить две частоты вращения вместо одной; Модернизирована
и гидронавесная система. Она оснащена гидроувеличителем сцепного веса
(ГСВ), силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность системы
повышена до 2000 кг (вместо 1500) за счет повышения давления в системе
со 130 до 160 кг/см2;
Модернизацией
двигателя занимался Минский моторный завод. Двигатель имел две
модификации с запуском от электростартера. Частота вращения коленчатого
вала была поднята до 2200 об/мин. МТЗ-82Р
Опыт эксплуатации
МТЗ-80 в различных регионах страны выявил необходимость создания
модификаций этой машины, предназначенной для определенного комплекса
сельскохозяйственных и других работ. Наиболее популярными модификациями трактора МТЗ-80были: рисоводческий МТЗ-82Р, низкоклиренсный МТЗ-82Н, крутосклонный МТЗ-82К.
Трактор МТЗ-82Р
предназначен для комплексной механизации возделывания риса и
сопутствующих культур севооборота, в том числе для обработки и
планировки залитых водой поливных участков и чеков, посевов риса, ухода
за ирригационной системой. Принципиальное отличие МТЗ-82Р от базовой
модели МТЗ-82 заключается в том, что он имеет увеличенный до 700 мм
дорожный просвет под рукавами переднего и заднего мостов и остовом. Это
достигнуто благодаря установке дополнительной бортовой передачи заднего
моста, унифицированной с трактором МТЗ-80Х и шинами больших размеров.
Трактор МТЗ-82Н
предназначен прежде всего для решения проблем механизации горного
земледелия. Основной фактор ограничивающий применение равнинных
тракторов в горном земледелии является крутизна склона. Равнинные трактора можно использовать на склонах крутизной до 8 градусов. От серийного МТЗ-82 трактор
МТЗ-82Н конструктивно отличается тем, что имеет пониженный центр
тяжести, и, соответственно, обладает большей боковой и продольной
устойчивостью. Понижение центра тяжести достигнуто установкой передних и
задних колес уменьшенного диаметра.
| |