Пятница, 11.10.2024, 06:14

Приветствую Вас Гость | RSS
Илья Прохоров Белорус
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Юные белорусы

Так же мы есть тут

Беларусь: история, личности, менталитет

…Из всех славянских народов русины, это значит крестьяне Пинскойастично Минской и Гродненской губерний, сохранили наибольшее количество общеславянских черт. В ихних сказках и песнях есть все. Письменных памятников у них мало, только "Литовский Статус” написан ихним языком, самым гармоничным и из всех славянских языков наименее измененным…

 

…Здесь соприкасаются католическая религия с восточной церковью, шляхетная Речь Посполитая с системой самодержавия…

 

…Язык юга России – малороссийский, на котором говорит около десяти миллионов человек, бесспорно, самый музыкальный, самый поэтический и звонкий, но он никогда не был настолько развит, чтобы стать языком литературным. На белорусском языке, который называют русинским или литовско-русинским, также разговаривает около десяти миллионов человек; это самая богатая и чистая речь, она возникла давно и отлично разработана. В период независимости Литвы великие князья пользовались ею для своей дипломатической переписки. Язык великороссов, на котором говорит почти столько же людей (нужно исключить отсюда финско-московский диалект, который сильно от него отличается)  выделяется богатством и чистотой, но у него нет  ни чудесной простоты белорусского языка, ни гармоничности и музыкальности малороссийского…

                                                                                                                          Адам Мицкевич

 

http://kibsvg.narod.ru/index.files/image001.jpg

Республика Беларусь (по определению ООН) — унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (территория 208 тыс. кв .км., население около 10 млн. чел., столица Минск), обладающее верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляющее внутреннюю и внешнюю политику. Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Беларусь среднеевропейская страна, сопоставимая по населению с такими европейскими странами, как Чехия, Венгрия, Болгария, Греция, Сербия, Португалия, Швеция. Современная Беларусь не включает в свой состав всей этнографической Беларуси. Этнографичекую Беларусь, кроме ныне принадлежащих Республике Беларусь территорий, составляют так же большая часть Смоленской области, западная часть Брянской области, юг Псковской области, Белостокское воеводство Польши, юго-восточная часть современной Литовской Республики, включая Вильнюс. Вся территория этнографической Беларуси составляет около 300 тысяч км².

Беларусь живописная страна с богатейшей историей и культурой. Издавна она славится удивительно прекрасной природой, древними замками, старинными усадьбами, церквями, храмами и костелами. Беларусь расположена в географическом центре Европы - выгодном перекрестком дорог, которые издревле связывали Черное море с Балтийским, а восточные земли - с западными. Беларусь одно из немногих в Европе мест, где можно увидеть нетронутую природу: крупнейшие массивы древних лесов, уникальные ландшафты, редкие виды животных и растений. Названия парков и заповедников говорят сами за себя - Беловежская пуща, Браславские озера, Березинский заповедник. И каждый уголок Беларуси проникнут духом многовековой культуры, оставившей нам красивейшие памятники архитектуры.

Происхождение названия

По одной из версий Белой Русью назывался регион на востоке нынешней Белоруссии (Могилевщинаитебщина) , а также Смоленщина. Территория современной Гродненской области называлась Черной Русью. Многие историки относят к Черной Руси также Вильнюсский край. Происхождение названия «Белая Русь» некоторые исследователи связывают с синонимом «белая» в значении «независимая, свободная», другие — с более ранней христианизацией по сравнению с соседней Великой Русью или с преобладающим цветом одежды и облика населения. Некоторые также считают, что название Белая Русь дано стране за то, что территорию Беларуси не захватили татаро-монголы. Но тут возникает вопрос: "Почему тогда земли современной Гродненской области назывались Черной Русью? Ведь они тоже никогда не были захвачены татаро-монголами.”

 

Кроме Белой и Черной Руси была еще Синяя или Новгородская Русь, Голубая или Поморская Русь, Червоная (Красная) Русь или Галичина (на западе современной Украины).

 

Кстати, в Литве Белоруссию называют Baltarusija (Балтарусия).  В Латвии Россию называют Кревия (от соседнего славянского племени кривичи), а Белоруссию Балткревия.

По мнению некоторых историков та часть Западной Руси, где уже было распространено христианство, называлась Белой Русью, а территория современной Гродненской области, граничащая с современной Литвой, оставалась языческой и поэтому называлась Черной Русью.

Следует отметить, что предки современных литовцев (жемайты и аукштайты) приняли христианство (католичество) самыми последними в Европе, только в 1387 году.

Древние времена

Человек впервые появился на территории современной Белоруссии 100—40 тыс. лет назад. Найдены следы первобытных стоянок 27—24-тысячелетней давности. Полностью эти земли были заселены около 10—8 тыс. лет назад. В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на территорию современной Беларуси проникли ндоевропейские племена.

Составившие эту карту украинские историки полагают, что племя литва жило на территории современной Белоруссии
в бассейне рек Неман и Вилия, а на территории современной Литвы жили аукштайты, жемайты и курши.
Заметим, что на территории современной России, за исключением ее западных областей, жили не славянские,
а финско-угорские и тюркские племена, которые составили основу современного русского народа.

В VI—VII вв. н. э. начал формироваться белорусский этнос на базе славянских этнических общностей кривичей (занимали территории в верхнем и среднем течении Западной Двины и верховьев Днепра), дреговичей (Белорусское Полесье и часть современной Средней Белоруссии), радимичей (бассейн реки Сож) и ассимилированных в период с ІХ по ХІІІ век восточно-балтских племен. Кривичи, дреговичи и радимичи являются частью древнерусских народностей, создавших позднее, в IX веке, государство Киевская Русь.

Древняя Русь

В VI-IX веках развитие сельского хозяйства и ремёсел способствует формированию феодальных отношений, расширению торговли, возникновению городов. Наиболее древним из них стал Полоцк (известен с 862 года).

С Х века наиболее известные феодальные государственные образования на территории современной Белоруссии — Полоцкое, Туровское и Смоленское княжества, которые входили в Киевскую Русь. Но Полоцкое княжество подчинялось Киеву всего лишь несколько десятилетий, а затем сумело восстановить свою независимость и было полностью самостоятельным государством, державой со всеми соответствующими атрибутами — суверенной властью князя и вече, администрацией, столицей, войском, денежной системой и т. д. Княжество активно противостояло экспансии Киева, а само расширяло своё влияние в сторону Балтийского моря, подчинив себе ряд прибалтийских племён.

В 40-х годах XI века были построены храмы святой Софии в соперничавших друг с другом Полоцке, Новгороде и Киеве. Это были не просто культовые сооружения. Они играли большую политическую роль, символизируя равенство со Вторым Римом – Константинополем. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Чародей взял приступом Новгород и снял с Софийского собора колокола. Своё место они нашли на звоннице Софии Полоцкой. Зимой 1066-1067 Всеслав двинулся на принадлежавший киевским князьям Новогрудок.

 

(Летописный — Новогородок, Новоградок, отсюда разговорная форма, используемая местными жителями до наших дней, — Наваградак, относится к 1044 г., когда киевский князь Ярослав Мудрый после похода на Литву заложил город как оплот своего владычества на этих землях. Переименован поляками в Новогрудок.)

 

Киевские князья – Ярославичи в ответ решились пойти в поход на Полоцк. Их путь преграждал принадлежавший Полоцкому княжеству пограничный Минск (летописный Менск). Несмотря на неравенство сил, запугать минчан не удалось. Горожане отказались от сдачи и решили защищать свой город до подхода армии. Судя по летописи, сопротивление не было символическим. Свирепость захватчиков, не пощадивших "… ни челядина, ни скотину”, свидетельствует о стойкости горожан. Всеслав, совершив марш-бросок от Новогрудка к Минску, застал уже пепелище. Две армии долго стояли в снегу друг против друга. Состоявшаяся битва отличалась крайней жестокостью. Киевляне отступили. Победа досталась дорогой ценой. Минск пришлось отстраивать заново.

Как видно из вышеизложенного, никакого преславутого братства между княжествами Древней Руси не было. Каждое из них стремилось расширить свои владения за счет соседей.

Спустя несколько месяцев, летом 1067 года, Ярославичи повторили попытку поставить Полоцкое княжество в зависимость от Киевской Руси. На этот раз по Днепру их войско дошло до Орши. Опять две армии долго стояли друг напротив друга. Никто не решался под обстрелом противника переправляться через реку. Явным преимуществом не обладала ни одна из сторон и Ярославичи предложили мирные переговоры. Для этого они пригласили Всеслава переплыть в лодке на их берег. Как гарантию безопасности, на виду обеих армий, братья Ярославичи целовали крест. Как только челн Всеслава с сыновьями причалил к берегу, они были схвачены. В киевской темнице Всеслав пробыл не долго. То ли Бог наказал Ярославичей за клятвопреступление, то ли киевляне устали от их алчности, но в 1068 князья были изгнаны. Освобожденного Всеслава киевляне пригласили на престол. После удачного похода под его руководством на Тмутаракань, Киевское княжество получило выход к Чёрному морю. Под властью полоцкого князя Всеслава Чародея оказалась огромная территория - от Балтийского до Чёрного моря. Позже, идея создания государства от моря до моря, охватывающего весь торговый путь "из Варяг в Греки” была реализовано в виде могущественной империи – Великого Княжества Литовского.

Летописцы пишут о том, что даже в Киеве "Всеслав слышал звон колоколов Софии Полоцкой”, т.е. тосковал по родине. Скорее всего, речь идет не только об эмоциях, но и о безопасности власти. В Полоцке он был не только на родных землях, но и являлся легитимным правителем. Верховной властью в государстве обладало вече и покушение на князя не имело смысла, так как узурпатор на престоле не был бы признан. В Киеве, в любой момент в результате действия яда или удара кинжала, на его месте мог оказаться кто-то другой. С риском для жизни было связано не только занятие киевского престола, но и уход с него. Всеслав вывел киевлян в поход на польского короля Болеслава, а сам с отрядом верных людей поскакал в Полоцк.

http://kibsvg.narod.ru/index.files/image002.jpg

Софийский собор в древнем Полоцке, взорванный              Современный вид Софийского собора в Полоцке,  
 российскими войсками 1 мая 1710 года                                   "восстановленного” в 1738-1750 годах 

Ефросинья Полоцкая — первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Её светское имя — Предслава. Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславовича, известного также как Всеслав Чародей. Мать её — София — была дочерью Владимира Мономаха. Хотя, судя по всему, Предславе светило блестящее светское будущее, маленькая княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. По достижении совершеннолетия — а по тем временам это было 12 лет — Предслава твёрдо решила уйти в монастырь и, несмотря на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. Умерла 23 мая 1173 года во время паломничества в Иерусалим.

Мастер–ювелир Лазарь Богша создал для просветительницы Евфросинии Полоцкой  уникальный крест — шедевр восточнославянского прикладного искусства  (утерян в Великую Отечественную войну и до сих пор не найден).

Среди христианских писателей–проповедников наиболее известен Кирилл Туровский  (ок. 1130 г. — не ранее 1182 г.) — один из самых популярных в древней Руси авторов. Его произведения копировались на протяжении семи столетий, а общее количество списков не поддается учету. Перу этого древнерусского писателя принадлежат притчи, поучения, торжественные слова и молитвы. Главными сочинениями являются «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризцем чине», «О Фомине испытании ребер», «Слово на пасху». Современники и потомки называли Кирилла «Златоустом, воссиявшим паче всех на Руси», а церковь причислила Кирилла Туровского к лику святых.

Постепенно возникают новые города —Берестье(Брест), Витебск, Минск (известен с 1067 года), Пинск, Борисов, Орша и другие. Города становятся политическими, экономическими и культурными центрами земель.

В конце Х столетия в Древней Руси было принято христианство византийского обряда, начали распространяться письменность, образование. Важное значение для дальнейшего развития белорусских земель стало принятие христианства Полоцким княжеством. Практически одновременно с этим, в начале XI  века, в Турове было основано первое христианское епископство западного обряда.

Великое княжество Литовское

С возникновением угрозы со стороны крестоносцев и монголо-татар (последние в 1237 - 1241 годах подчинили себе восточные и южные земли Руси), для более эффективного противостояния внешней агрессии земли Черной Руси с городами Новогрудок, Слоним, Гродно и Волковыск объединились с соседними племенами литовцев в единое государство - Великое княжество Литовское (ВКЛ).

Границы Древней Литвы по определению белорусского историка Николая Ермоловича

На юге и востоке современной Литвы жило балтское племя аукштайты, а на севере Литвы - жемайты. По мнению многих историков Литва - это название древнего балтского племени, обитавшего на территории современной Белоруссии между Минском и Новогрудком, с востока на запад, Молодечно и Барановичами, с севера на юг, и полностью ассимилированного славянами к концу 15 века.

В последние годы широкое распространение получила версия происхождения названия "Литва" от "Лютва", то есть от названия союза поморских славян лютичей в низовье реки Одер. История лютичей подробно описана в немецких и частично в чешских хрониках. Чешские источники подтверждают, что часть лютичей, спасаясь от немецкой экспансии, переселились в Чехию, а другая часть лютичей двинулась на восток - к бассейнам рек Немана и Вилии. По преданию, лютичи были храбрыми воинами, поклонялись волкам и шли на врагов в волчьих масках с устрашающим волчьим воем. С лютичами, по предположению некоторых историков, связано происхождение названия древнего белорусского города Волковыска (волки выють). На территории Беларуси лютичей называли Лютвой (пришла Лютва) и в первую очередь подверглось трансформации слово "лютва" в "литва", а затем как производное появилось самоназвание "литвины". О том, что племя "Литва” проживало на  территории современной Белоруссии, говорит тот факт, что в Белоруссии  до сих пор сохранилось много населенных пунктов, название которых связано с именем "Литва”: деревни Литва, Литовка, Литвяки, Литвиновичи, Литвины, Литавец и т.д. В самой же Литве подобных названий нет, но есть в Чехии. Следя за чешскими хрониками, можно увидеть, что позднее города и местечки лютичей Лютвинов, Лютомежице, Лютобож...  начинают именоваться - Литвинов, Литомежице, Литобож...

Название «Литва» впервые упомянуто в Кведлинбургских анналах в 1009 году, когда христианский миссионер Брунон Бонифаций был убит язычниками  где-то на границе Руси и Литвы. Источники Ватикана утверждают о месте гибели Брунона Бонифация около Пинска. Там же Ватикан воздвигнул храм в его честь. Таким образом, по мнению Ватикана, южная граница Литвы находилась около Пинска, а сама Литва располагалась на территории современной Белоруссии.

Многочисленные польские исторические документы утверждают следующее:

 

«…там где Брест, Белая Вежа, Беловежская пуща, реки Ясельда, Мухавец, Нарев, Зельва, жили ятвяги. Они и сейчас там живут, но не сберегли своих отличий, ибо потеряли князей. От Полесья до Вильно, от Гродно за Новогрудок – эта земля называлась Литвою. А потом стали здесь селиться славяне-русины и построили города Гродно, Слоним, Вильно, Лиду, Новогрудок, Волковыск, стала она называться Русь Литовская. А за Вильно до Ковно лежит Аукштайтия, а от Ковно до моря Балтийского – Жемайтия, а в другую сторону от Вильно, к Полоцку, где города Ошмяны, Ворняны, Свираны, Медники, Крево, Сморгонь, Гольшаны, эта земля называется Гольшанской. А Полоцкая, Витебская, Могилевская, Смоленская земли называются Белая Русь...»

 

Из вышеизложенного следует, что Литва и Белая Русь – названия двух географических областей, располагавшихся на территории современной Беларуси. Фактически Литва и Черная Русь   это разные названия одной и той же области белорусских земель. В дальнейшем название Литва распространилось на всю территорию Беларуси и на территорию современной Литвы. С 1840 года Беларусь по указанию российских императоров называли Северо-Западным краем.

http://kibsvg.narod.ru/index.files/image003.jpg

     Новогрудок – столица Черной Руси и первая столица Великого княжества Литовского
 В 1253 году здесь короновался литовский князь Миндовг  

Некоторые историки считают, что Беларусь была завоевана Литвой. Следует заметить, что ни один из этих историков не указывает место и время битвы, в результате которой литовские племена захватили белорусские земли. Это объясняется тем, что на самом деле никакого завоевания Беларуси Литвой не было. К середине 13-го века Новогрудское княжество достигло высокого социально-политического положения. Широкое развитие получило земледелие.

 

Археологические раскопки свидетельствуют о высоком уровне различных ремесел. Здесь выплавлялось железо, обрабатывались различные изделия, в том числе из золота. Потребности новогрудских ювелиров удовлетворялись импортом: серебро и золото поступало из стран Востока, медь — из скандинавских стран и Альп, свинец — из силезских и краковских месторождений. Среди интересных находок можно отметить пять стеклянных посудин, золотой перстень со вставленным камнем красного цвета, иконка с изображением Рождества Христова, сделанная из стекловидной массы. Новогрудок торговал горным хрусталем с Кавказом. Сюда поступали амфоры, оконное стекло, другая посуда. Найдены весы, которые могли взвешивать товар до 10 пудов. Уже в XI в. Новогрудская земля была страной развитого феодализма с соответствующими классовыми различиями.

 

До сих пор в Петербургском Эрмитаже периодически выставляют найденные в Новогрудке бесценные фрагменты византийских амфор, ваз, которые подтверждают: жизнь в «дремучем» краю, окруженном когда–то непроходимыми пущами, кипела задолго до возникновения Великого княжества Литовского, и местные богачи могли позволить себе «выписывать» импортную посуду из любой известной им страны земного шара.

 

Новогрудок стал прибежищем для многих жителей Европы, когда на Русь, Польшу и Прибалтику обрушились с одной стороны татаро-монголы, с другой — крестоносцы. Местная знать давно мечтала объединить вокруг Новогрудка белорусские земли. Присоединение литвы – первый шаг в осуществлении новогрудской объединительной политики. Это было сделано с помощью Миндовга, который появился в Новогрудке изгнанный соперниками со своих владений, так называемой «литвы Миндовга» (она находилась в районе современных Барановичей). С приязнью принятый в Новогрудке, он был крещеный в 1246 году в православие и избран князем. Как отметила Ипатьевская хроника, Миндовг вскоре «зане Литву». Таким образом, предки белорусов, присоединив древнюю Литву к Новогрудку, тем самым заложили фундамент своего нового государства – Великого княжества Литовского. Во главе его стал Миндовг (похоронен в г. Новогрудке, на холме Миндовга). Первоначально ВКЛ располагалось исключительно на территории современной Белоруссии. Позже, в 1260-е годы, ВКЛ подчинило себе балтское племя аукштайты, проживавшее на юге и востоке современной Литвы.

 

(Согласно «Повести временных лет» древнерусского летописца, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, в 862 году Новгород пригласил княжить Рюрика из варяжского племени "русь” и в дальнейем все славянские и финско-угорские земли, которые подчинила себе династия Рюриков, стали называться Киевской Русью. Аналогично, после приглашения в 1246 году княжить в Новогрудок Миндовга из племени "литва” Новогрудское княжество, присоединившее к себе соседние славянские и балтийские земли, стало называться Великим княжеством Литовским.)  

 

Белорусы боролись с татаро-монгольскими наездами в 1259, 1275, 1277 годах. Однако это были именно наезды, небольшие нападения. Беларусь никогда не подчинялась Золотой Орде, никогда не знала азиатской неволи. Естественный процесс исторического развития не нарушался, благодаря чему, например, еще столетиями жило вече – институция средневековой демократии, тем временем как в Московском государстве установилась сначала деспотия, а затем самодержавие.

 

Около 1225 года был основан знаменитый православный Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь, один из самых древних в Белоруссии. Расположен около деревни Гнесичи Новогрудского района на берегу реки Неман у подножия высокой горы, недалеко от деревни Лавришево, родины основателя монастыря Елисея. Активно поддерживался местными знатными родами, в том числе Ходкевичами и Хрептовичами.

(Лавришевский монастырь, согласно церковному преданию, был основан преподобным Елисеем Лавришевским. Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 5 ноября 1250 года преподобный Елисей был убит своим юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от диавола. Сам убийца, будучи бесноватым, исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого. Преподобный Елисей был канонизирован митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в г. Вильно в 1514 году.

 С XIII столетия монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано знаменитое рукописное Евангелие – памятник белорусского книгописания, которое хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в г. Кракове. Из записей в евангелии видно, что древний монастырь назывался «Пресвятой Богородицы Лавришевский монастырь». Известно, что в обители были храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке при монастыре действовала школа, была богатая библиотека.)

В 1293 году новогрудский герб "Погоня стал знаком Великого князя и гербом Великого княжества Литовского.

Толькі ў сэрцы трывожным пачую
За краіну радзімую жах, —
Ўспомню Вострую Браму сьвятую
I ваякаў на грозных канях.

 

Ў белай пене праносяцца коні, —
Рвуцца, мкнуцца і цяжка хрыпяць...
Старадаўняй Літоўскай Пагоні
Не разьбіць, не спыніць, не стрымаць.

 

У бязьмерную даль вы ляціце,
А за вамі, прад вамі — гады.
Вы за кім у пагоню сьпяшыце?

 

ИНТЕР ГИМН УКРАИНЫ

о ситуации в стран

Беларусь обречена


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz